Игры с детьми: игра "Укради!"

Стив Харви (Steve Harvey)
Введение и обоснование

Дети дошкольного и младшего школьного возраста могут совершать кражи. Специалистам по игровой терапии нередко приходится иметь дело с этим поведенческим нарушением. Как правило, с ним сталкиваются на сессиях семейной терапии. Кражи, совершенные детьми, крайне болезненны для родителей, особенно, если воровство приобретает систематический характер и, по мере взросления ребенка, становится все более изощренным. Родители во многих случаях оказываются бессильны предотвратить его. При этом подобное поведение ребенка и реакции на него родителей лишь усиливают друг друга, поскольку у ребенка появляется ощущение своей власти над родителями и, по мере того как родители стремятся все более жестко контролировать ребенка, воровство становится для него все более привлекательным занятием.

Подобная форма нарушения поведения и связанные с ней семейные проблемы наиболее характерны для детей из неблагополучных семей, взятых на попечение в другие семьи, перенесших в первые годы жизни психическую травму. Д. Винникотт (Winnicott D., 1971) высказывает предположение, что склонность ребенка к воровству может быть связана с попыткой получить материнскую любовь и внимание, которых ему, возможно, не хватало в раннем детстве. Безусловно, вопрос о том, руководствуется ли ребенок при совершении кражи желанием получить понравившийся ему предмет или испытать чувство любви и привязанности со стороны матери, может быть предметом специального обсуждения. Однако очевидно, что склонность ребенка к воровству в семье определенным образом связана, с одной стороны, с проявляющейся в нем тенденцией освоения определенной драматической роли, и с другой — независимо от его стремления — с желанием получить понравившийся предмет. Эта склонность может трактоваться с точки зрения внутрисемейных отношений, что следует учитывать любому психотерапевту, сталкивающемуся с проявлениями подобного поведения. Глубокое укоренение детского воровства в семейных отношениях, как правило, не осознается родителями, которые считают, что проблему можно решить лишь жестким контролем за поведением ребенка.

Специалист по игровой терапии, применяющий семейно-ориентированный подход, может помочь членам семьи разобраться в характере их отношений и в том, какое значение имеют совершаемые детьми кражи, — тем самым он будет способствовать изменению этих отношений.

Основная задача игры “Укради!” заключается в том, чтобы в условном игровом, интерактивном контексте помочь семье заново пережить драматизм кражи. Участвуя в подобной игре, дети и родители могут в определенной мере дистанцироваться от напряженной внутрисемейной ситуации и усвоить некоторые новые способы поведения — их можно будет использовать дома с целью решения проблем, вызванных воровством ребенка и привычным для членов семьи ощущением себя в роли вора или пострадавшего лица. Участники игры могут лучше уяснить тяжесть психологической и эмоциональной нагрузки, которую несет воровство.

Психотерапевтическое использование игры, ориентированной на исследование глубокого эмоционального подтекста кражи, базируется на положениях динамической игровой терапии (Harvey S., 1990; 1991; 1993; 1994; 1995). В целом, ее можно определить как интегративный игровой психотерапевтический подход, при котором члены семьи привлекаются к разнообразным творческим, экспрессивным видам деятельности, использующим элементы драматического и изобразительного искусства, видеоигр и т. д. Психотерапевт стремится строить игровые отношения таким образом, чтобы они затрагивали эмоционально значимые аспекты реальных внутрисемейных отношений. Процесс динамической игровой терапии протекает в силу того, что психотерапевт и члены семьи начинают активно участвовать в простейших, предполагающих использование средств самовыражения интерактивных играх и постепенно осуществляют переход к новым совместным формам экспрессивного поведения, предполагающим большую свободу выбора.

Описание техники

Игра “Укради!” лучше всего подходит детям в возрасте от шести до двенадцати лет. Она применяется после того, как психотерапевт достаточно хорошо познакомится с членами семьи и убедится, что склонность ребенка к воровству действительно имеет место. Как правило, на это уходит от одного до двух месяцев. Если родители продолжают жаловаться на совершаемые ребенком кражи, психотерапевту необходимо выяснить, что именно и каким образом крадет ребенок. Затем он предлагает родителям и ребенку поиграть в игру “Укради!”.

Приступая к игре “Укради!”, психотерапевт располагает все необходимые принадлежности в одной части кабинета и проводит линию, отделяющую ее от остального помещения. Родителю предлагают “охранять” предметы, давая “вору” команды остановиться, а ребенку — “воровать” их. В ходе игры “вор” должен, проникнув за линию, схватить какой-либо предмет и перенести его на свою половину. Если это ему удается, он может приказать, чтобы одна из конечностей “охранника” больше не двигалась. “Украв” еще один предмет, он может “парализовать” другую конечность “охранника”. Игра продолжается до тех пор, пока “охранник” не будет полностью “парализован”.

Обычно в игре используются косынки, подушки, фигурки животных и т. д., а в роли “границы” выступает лента или веревка. Функции судьи, который подтверждал бы, что предмет действительно был перенесен на половину “вора”, берет на себя психотерапевт или второй родитель. Как правило, чтобы “парализовать” “охранника”, ребенок просит его убрать за спину руку, а ногу держать на весу; он может также попросить закрыть (завязать) глаза или замолчать — так что “охранник” не сможет больше приказывать остановиться.

В процессе игры психотерапевт напоминает ее участникам о том, что не следует слишком серьезно к ней относиться. Когда “охранник” полностью “парализован”, а все вещи перенесены на сторону “вора”, происходит обмен ролями: теперь ребенок становится “охранником”, а родитель — “вором”. Родитель может “парализовать” разные части тела “охранника”, если ему удастся что-нибудь “украсть”. В процессе игры ее участники несколько раз меняются ролями до тех пор, пока каждый из них не освоит роли “охранника” и “вора” и не будут проявлены связанные с этими ролями чувства, либо пока в игре спонтанным образом не появятся новые возможности. Тогда психотерапевт может несколько изменить правила, чтобы они больше соответствовали этим возможностям. В конце занятия он также может попросить участников игры изобразить на рисунке ее наиболее значимые моменты, либо, сделав своевременно видеозапись, ее обсудить. Основная цель игры заключается в том, чтобы дать детям и родителям возможность в той или иной мере осознать характер своих отношений. Как правило, наибольший психотерапевтический эффект связан с изменениями в ходе игры, когда ребенок и родитель пытаются ввести в нее новые элементы, отражающие их отношения.

Наиболее характерные примеры этих изменений — манипуляции участников игры с предметами. Нередко родители прячут мелкие предметы у себя на теле либо крепко держат их, чтобы “вор” не смог их унести, но это лишь повышает интерес к ним ребенка. В эти моменты психотерапевт может предложить договориться, как поступить с оставшимися предметами, или даже попытаться обсудить, что они могут означать с точки зрения взаимоотношений родителя и ребенка. Примером глубокого субъективного значения предмета могут быть моменты, связанные с осознанием ребенком значимости своего “Я”, а также того, что может значить сохранение предмета в руках родителя (например, любовь и внимание со стороны ребенка). С учетом всего этого моменты переговоров участников игры относительно того, что делать с оставшимися предметами, могут иметь очень большое значение.

Показания и рекомендации к применению

Игру “Укради!” прежде всего используют с детьми младшего школьного возраста, для которых характерны нарушения поведения или проявления патологической привязанности. Как правило, эти дети плохо поддаются психотерапии в ее традиционных вербальных и невербальных вариантах. Психотерапия приемных детей осложняется еще и тем, что им трудно вступать в доверительные отношения, а спонтанные проявления чувств у них крайне редки.

Интересные варианты игры “Укради!” могут возникнуть в направленной на прояснение характера внутрисемейных отношений работе со взрослыми членами семьи, взрослыми сиблингами, взрослыми детьми и родителями, а также супругами. Во всех этих случаях используемые в игре предметы обладают очевидной эмоциональной значимостью в контексте семейных отношений. Очевидно, что игра “Укради!” связана не столько с кражей как таковой, сколько с тем, какой смысл имеет кража в контексте актуальных взаимоотношений. Применяя эту игру со взрослыми клиентами, следует помнить, что, так же как и в работе с детьми, ее начальные этапы позволяют создать вполне конкретное, удобное “пространство”, находясь в котором можно перейти к исследованию более глубоких аспектов эмоциональной значимости предметов и действий ее участников.

Литература

Harvey S. A. (1990). Dynamic play therapy: an integrated expressive arts approach to the family therapy of young children. Arts in Psychotherapy, 17: 239–246.
Harvey S. A. (1991). Creating a family: an integrated expressive approach to adoption. Arts in Psychotherapy, 18: 213–222.
Harvey S. A. (1993). Ann: dynamic therapy response to ritual abuse. In Play Therapy in Action: A Casebook for Practitioners, ed. T. Kottman and C. Schaefer, pp. 371–415. New Jersey: Jason Aronson.
Harvey S. A. (1994). Dynamic play therapy: an expressive arts approach to family intervention. In The Handbook of Play Therapy, Volume II, pp. 85–110. New York: John Wiley and Sons.
Harvey S. A. (1995). Sandra: the case of an adopted, sexually abused child. In Dance and Other Expressive Arts Therapies, ed. F. Levy, pp. 36–46. New York: Rutledge.
Winnicott D. W. (1971). Therapeutic Consultations in Child Psychiatry. New York: Basic Books.

Хостинг от uCoz