Один и не дома: ребенок в пансионе |
Вернуться на главную страницу | Почитать другие статьи |
Наталья Писаренко
психолог, психотерапевт Договоримся сразу: речь идет о тех родителях, которые хотят вырастить благополучного, здорового во всех отношениях ребенка. Я сознательно не беру в расчет обстоятельства типа «некому дома сидеть», «другой школы не нашли» и т.д. За здоровье ребенка приходится платить – и деньгами, и своим временем. Поэтому если есть возможность организовать жизнь семьи так, чтобы ребенок жил с родителями, - лучше это сделать. Если нет – пребывание ребенка в учебном учреждении нужно организовать так, чтобы это было как можно менее болезненно для него. Раньше 7-8 лет отделение от семьи крайне нежелательно. В этом возрасте ребенок достаточно силен, чтобы выдержать разлуку. Он хорошо говорит и овладел навыками понимания самых различных социальных ситуаций, норм и отношений. Поэтому он «не потеряется» в коллективе, сумеет понять, где к нему относятся хорошо, а где, например, используют или исподтишка обижают. Он сознает свои права и может внятно сформулировать, что ему нравится, а что нет. Это очень важно, так как есть масса случаев, когда детки, например, 3-4 лет терпят плохое обращение в детском саду и не жалуются родителям. Есть дети, которым такая форма обучения противопоказана в принципе: это дети до 5 лет, а также впечатлительные, нервные, чрезмерно агрессивные и склонные к тревоге и депрессии дети. Часто можно слышать мнение, что отдаление от семьи «закалит» или «приведет в норму» такого ребенка – ничего подобного. Возможно, он научится более успешно скрывать свои переживания, но его психическому развитию будет нанесен значительный вред. По-настоящему, круглосуточное пребывание вне семьи может быть полезно очень ограниченному кругу детей – тем, у кого дома не вполне благоприятная обстановка, так что для блага ребенка его лучше поместить в другую среду. Для всех остальных детей отдельное проживание – всегда источник стресса. Однако бывают случаи, когда с этим стрессом приходится мириться, если нет другой возможности дать ребенку подходящее образование, или если родители вынуждены уехать и не могут взять ребенка с собой. В этом случае нужно подготовить ребенка к отъезду заранее. Родителям стоит сказать ребенку, что скоро он уедет жить и учиться в другое место, сразу, как только они примут это решение. Утаивание до последнего момента ни к чему хорошему не ведет – ребенок может испугаться (кажется, куда-то отсылают, да еще и боятся говорить мне). Сообщение это не должно быть особенно торжественным или восторженным: ребенок, как и родители, понимает, что особенной радости в его отъезде нет, это часть взрослой жизни – такая же обязанность, как работа для родителей. Конечно, не надо устраивать трагедий с оплакиванием (это касается и бабушек с дедушками) – если предстоящий отъезд слишком тяжел для родных ребенка, стоит еще раз задуматься, так ли он необходим. В общем, сообщить о своем решении надо спокойно, доброжелательно и не слишком многословно. Нужно рассказать ребенку, какие причины заставили Вас принять это решение (упирая на настоящие преимущества – «там есть бассейн и ипподром», а не «потом ты сможешь найти хорошую работу»). Ребенок должен очень конкретно представлять себе, как будет организована его жизнь: где он будет спать, где и как питаться, как будет проводить свободное время, как часто будет возвращаться домой. Расскажите ребенку о своем детском опыте – как Вы первый раз поехали в пионерлагерь, например. Что Вы чувствовали, как справлялись с тоской по дому, как постепенно привыкли и не хотелось уезжать. Надо дать понять ребенку, что грусть, тревога и растерянность – совершенно нормальные чувства в этой ситуации, и что все остальные дети будут чувствовать себя точно так же. Договоритесь о способах связи – кто, как часто будет звонить, когда Вы будете видеться. Придумайте кодовую фразу, которой ребенок сможет дать Вам понять, что ему плохо и срочно нужно Ваше присутствие (такое тоже может случиться, и не всегда есть возможность сказать об этом открыто). Узнайте, есть ли в учреждении, куда Вы отдаете ребенка, психолог, сможет ли ребенок к нему обратиться, если ему будет плохо. Обязательно объясните ребенку его права и обязанности; предупредите, что если ему что-либо не понравится, он обязательно должен сообщать об этом Вам. Предупредите, что Вы разрешаете ему нарушать любые «клятвы молчания» - он непременно должен Вам рассказывать ВСЕ, что с ним происходит. Во всех случаях, когда родители видят, что ребенок перед отъездом стал непривычно тих, подавлен, им нужно проговорить с ним его страх и тревогу, объяснить, что они тоже будут скучать и тосковать без него, что, конечно, насильно держать его вдали от дома никто не собирается и если ему будет совсем уж плохо, его сразу заберут. В таком случае родителям следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка, и если они заметят, что подавленность и тревога не проходят и через 1 – 2 месяца после расставания, нужно обязательно поговорить об этом с педагогами и при первой же возможности обеспечить ребенку квалифицированную психологическую помощь. |