Мамы маленьких деток часто относятся к обучению навыкам опрятности с точки зрения соответствия внешним требованиям. Например, важно приучаться к горшку, потому что памперсы дорогие, а с подгузниками возиться лень. Или потому, что все знакомые дети уже давно просятся, а мой отстает. Или вот в журнале прочитала, что после определенного возраста нормальный ребенок ходит на горшок (особенно хороши в смысле воздействия на маму статьи, где указывается совершенно четкая возрастная граница). То есть мама ужасается, что ее ребенок не такой, как все.
Второй, противоположный вариант – когда мама покупает вагон памперсов и высказывается в том смысле, что под венец в памперсе еще никто не ходил, а до того времени ребенок как-нибудь приучиться. Финансы позволяют, торопиться некуда. Разумеется, в основном это касается несадовских детей.
Часто оказывается, что такие мамы тоже тревожатся, но по-своему: они обычно не очень уверены в своих детях. Им легче избежать попыток научить малыша чему-нибудь, чем попробовать (потому что возможная неудача только подтвердит их опасения).
В обоих случаях мама упускает из вида две важные вещи: во-первых, готовность именно ее ребенка учиться контролировать свои процессы выделения. Такая готовность у всех детей наступает в разное время, это связано с определенной зрелостью психики. Во-вторых, приучение к горшку – совершенно особый навык, играющий большую роль в жизни ребенка.
А что по этому поводу думает ребенок?
На самом деле все, что относится к «нижнему этажу», крайне важно для маленького ребенка. В начале своей жизни он умеет всего три вещи – есть, писать и какать. В кормлении участвует и мама, а вот остальные две вещи делает он сам. Это маме надо не просто знать, а постараться представить – как он постепенно начинает понимать, что вот он сам, отдельно от мамы, по своему желанию может что-то сделать. И результаты (в ряде случаев) такие заметные! Это его работа, плоды его усилий, его подарок маме. Если маме нравится ребенок, с его какашками и прочим, она хвалит его, восхищается – как он хорошо покакал, какой он здоровенький, как хорошо ест, - тогда ребенок начинает чувствовать: какой я хороший, как мне нравится это делать. Это можно заметить, когда появляется речь: ребенок объявляет маме, что он покакал с таким видом, как будто преподносит ей совершенно восхитительный сюрприз.
Соответственно, если что-то не совсем благополучно (маме, например, эта сторона жизнедеятельности ребеночка не очень приятна), – начинаются запоры, отказ от горшка.
Со временем эти симптомы проходят, и мама успокаивается. Зато для ребенка проблема просто «ушла в подполье». Устойчивые проблемы с приучением к горшку обычно приводят к неблагоприятным последствиям для психики ребенка.
Когда начинать приучать к горшку?
Здравый смысл подсказывает – когда научится уверенно сидеть, чтобы мог продержаться на горшке в течение некоторого времени. Хорошо бы, чтобы он мог самостоятельно добраться до горшка и слезть с него. Хотя я знаю маму, которая очень хотела приучить ребенка к горшку чуть не с полугода: она ставила горшок в уголок между диваном и креслом, так чтобы ребенок не мог свалиться. Такой экстремизм оправдан, если Вы стеснены в средствах и у Вас нет стиральной машины. В целом, слишком раннее высаживание, как и запоздалое, ничего хорошего ребенку не дает.
Естественно, начинать высаживать ребенка надо, когда он хорошо себя чувствует, не устал и не нервничает. Пока он еще не просится сам, высаживать лучше регулярно – как проснется, после еды, после купания в теплой ванне. В это время результат будет наиболее вероятен.
Как это сделать?
Опыт показывает, что результаты бывают лучше у тех детей, которые до начала собственно высаживания имели возможность привыкнуть к горшку: Можно купить горшок заранее, пусть он стоит в детской. Очень важно, чтобы знакомство будущего пользователя с горшком прошло в теплой, радостной обстановке (даже если родителям кажется, что малыш еще мало что понимает): «вот как здорово, теперь у Миши есть горшочек, совсем большой наш заинька» и т.п. Обязательно рассказать и показать, для чего горшок нужен. Посадите любимого мишку или куклу, затем весь ритуал - «пис-пис», «а-а», потом самое главное – полный восторг по поводу результата. Можно даже налить в горшок немного воды для полноты впечатления. Главный смысл процедуры – закрепление у ребенка представления о том, что ходить на горшок чрезвычайно хорошо и приятно, что это такой подарок ему, своего рода привилегия, а вовсе не обязанность.
Одновременно с привыканием к горшку ребенок должен иметь возможность пользоваться и подгузником. Резко высаженные на горшок детки спустя некоторое время начинают относиться к нему без особой радости (когда увидят, что потеряли желанную свободу взамен неизвестно чего). Повторюсь: мама, любящая своего ребенка во всяком виде, никогда не отреагирует с неприязнью или неодобрением на то, что он намочил штанишки или постель.
Совершенно нормально, если ребенок первое время будет просто сидеть на горшке. Дайте игрушку, посидите рядом, чтобы не скучал. Высаживание должно быть очень приятным! Рано или поздно в горшке что-нибудь да окажется. Похвалите ребенка : «Какой молодец, как много накакал!». Обязательно надо показать маленькому «плоды труда»! Ребенок будет счастлив. Постепенно он будет стремиться сделать все свои дела именно там – не потому, что за мокрую одежду ругают, а просто на горшке приятнее. Только потом он будет по-настоящему учиться терпеть.
Какие бывают проблемы?
Все сказанное выше не означает, что более, скажем так, жестким способом нельзя приучить ребенка к горшку. Конечно, бывают люди, которым легче ругать, чем хвалить. Можно стыдить малыша за намоченную постель или одежду, высаживать на горшок, невзирая на настроение. В этом случае мама добьется своего, но медленнее, более дорогой ценой (ребенок будет сопротивляться всеми возможными способами). Кроме того, неприятные переживания, связанные с жизненно важными для ребенка вещами (к которым относятся и процессы выделения) ведут к разнообразным проблемам психики ребенка.
Если ребенка надолго задержали в памперсном состоянии, он лишается возможности своевременно пройти важный для него период овладения функциями своего организма. Возможно, маме не хватает терпения. Может, ей все это не очень приятно (и вид содержимого горшка ребенка, и разговоры об этом). Может, у нее депрессия. Может, ей лень или все равно. Конечно, к школе ребенок как-нибудь от памперсов отвыкнет, но психологические последствия будут не самые приятные.
Бывает, что мама жалуется: «Сидит на горшке часами, развлекается как может, но как будто нарочно старается ничего туда не сделать». Самое главное – проявить выдержку. Продолжать высаживать, как ни в чем не бывало, засиживаться долго не давать, хвалить за то, что очень старается. Старание выражается, например, в кряхтении с мамой за компанию. Ускорить процесс помогут яблочный сок, лимонад (скорее пописает), чернослив во всех видах (можно настаивать, делать компот), в целом более богатая фруктами и овощами диета.
Причитания типа «ну когда же наконец, ну сколько же можно» пользы не принесут, зато в голове у ребенка откладываются прочно и навсегда (в том смысле, что он неудачник, в жизни его ждут одни неприятности, а мамы любят только хороших детей).
Еще вариант – в какой-то момент активно отказывается от горшка, ревет, сопротивляется. Скорее всего, в какой-то момент перегнули палку. Лучше всего на какое-то время дать ребенку возможность отдохнуть от горшка. При этом сам горшок продолжает находиться в комнате ребенка, на него все так же высаживается зайка, его нахваливают… В общем, терпение и труд. Обращения к специалисту такая ситуация требует, если через несколько недель ничего не изменилось.
В целом, если ребенку больше 2-х лет и проблемы с высаживанием достаточно стабильные, лучше проконсультироваться у детского психолога.
Маленькие хитрости.
Особенно вначале ребенку бывает трудно привыкнуть покакать в непривычной позе. Иногда помогает легкий массаж животика. Я знаю ребенка, которому мама расчесывала волосики: малыш расслаблялся и все было в порядке. Разумеется, вне конкуренции традиционное кряхтение: хорошо, если ребенок будет весело кряхтеть за компанию, при этом напрягается животик. Результат налицо!
Личное дело каждого, но я бы не советовала покупать горшок в виде машины с рулем и
т.п. Практика показывает, что это иногда отвлекает от непосредственной цели. Ребенку надо знать, что у этого предмета обстановки есть вполне конкретное назначение.
Резюме.
Основное условие успешного приучения ребенка к горшку – спокойное, расслабленное отношение мамы как к процессу, так и к результату. Лучше позабыть лишний раз высадить, чем лихорадочно таскать ребенка на горшок каждые полчаса или заставлять сидеть его там до победного конца. Ребенок должен понимать, что будет он ходить на горшок или нет, - на отношение мамы к нему это не повлияет. В то же время любые, пусть не всегда успешные, попытки воспользоваться этим полезным устройством должны быть встречены одобрением и похвалой.