Диагностика ДЦП может быть произведена уже в первом полугодии жизни. В более легких случаях, когда врач не уверен в стойкости выявленных симптомов нарушения ЦНС, он может поставить диаг¬ноз — угроза детского церебрального паралича. Это будет значительно разумней, чем занять выжидательную позицию в надежде на то, что пластичность мозга ребенка позволит ему преодолеть влияние вредных факторов перинатального периода. К сожалению, позиция выжидания приводит к потере времени, драгоценного для процесса восстановления пораженных структур мозга и их деятельности. Время необратимо. Это необходимо помнить и педиатру, к которому в первую очередь попадает ребенок, и детскому неврологу, к которому он, к сожалению, может попасть очень поздно. Поэтому представляется необходимым дать несколько советов матерям, у чьих детей имело место перинатальное поражение ЦНС. Эти советы не коснутся фармакологии, т.к. это — обязательное дело врачей. Прежде всего, необходимо следить за питанием и стулом ребенка. Если он начнет отказываться от материнс¬кого молока и ряда молочных продуктов, что может быть признаком нарушения обменных процессов. Это, в свою очередь, потребует ряда биохимических исследований — так же, как и гипоанарексия по отношению ко всем продуктам. Следует следить за весом ребенка, особенно у детей с нарушениями обмена веществ. У детей с нарушениями двигательных функций следует четко сопоставлять их развитие с развитием здоровых. Если ребенок не может воспользоваться услугой массажиста и методиста ЛФК из-¬за их отсутствия в районной поликлинике, мать должна сама овладеть приемами массажа. При наличии у ребенка высокого тонуса мышц конечностей и туловища необходимо прибегать к предложенной Б. и К. Бобатами «позе эмбриона». После этого, как правило, тонус мышц достигает нормы на 30–40 мин, в течение которых следует проводить приемы ЛФК. Если у ребенка уже имеются патологические установки в суставах конечностей и полностью разогнуть суставы невозможно, можно использовать два типа приемов: • методист захватывает конечность выше того сустава, в котором формируется контрактура, и начинает потряхивать его сначала медленно, затем быстрее. Через несколько минут тонус мышц, в основном — ниже сустава, захваченного методистом, снижается. Потряхивание продолжается 5¬-7 минут; • методист захватывает конечность в дистальном отделе конечности и делает пассивное движение, противоположное тому, которое ему нужно. Следующим шагом будет обучение ребенка поворотам тела. Для этого методист при положении ребенка на спине после проведения массажа поворачивает его голову в сторону; затем ручку, разогнутую в локтевом суставе, медленно заводит на грудь ребенка, разминая мышцы надплечья, плеча и предплечья, чтобы ребенок ощутил перемену положения руки. Нога сгибается в тазобедренном и коленном суставах и пассивно заводится на противоположную ногу. Ручка, к которой обращено лицо, сгибается в плечевом и локтевом суставах. Легкими толчками в плечо и спинку ребенка стимулируют к повороту туловища на бок. Это движение стимулируется и игрушкой, которую показывают ребенку и предлагают захватить той ручкой, что лежит на груди. С помощью игрушки, картинки и т.п. стремятся, чтобы ребенок удерживал тело на боку, а затем, следя за игрушками, сумел повернуться на живот. После многократных тренировок ребенок может самостоятельно повернуться из положения на спине сначала на бок, затем на живот. Обязательным является обучение ползанью. Добившись того, чтобы ребенок поднял головку, массажист помогает ему одной рукой удерживать ее поднятой, второй приподнимает грудную клетку и укладывает под нее плоский валик. Это положение должно быть освоено ребенком, а затем следует начать обучение реципрокным движениям рук и ползающим, реципрокным движениям ног. Если повреждение мозговых структур было средней тяжести или легким — эти несложные действия, выполняемые матерью или массажистом, могут позволить ребенку освоить важнейшие функции — шаговые движения новорожденного и рефлекс ползанья. Становление и коррекция моторики – главная задача работы с ребенком в этот период его жизни, т.к. возможности формирования необходимых ребенку движений определяют вместе с тем и развитие эмоционально¬волевой сферы и интеллекта. Следует учесть еще один крайне важный момент: у детей с ДЦП резко ослаблена, а нередко и просто отсутствует следовая память о движении на фоне неразвитых или отсутствующих знаний о схеме своего тела. Поэтому в задачу методиста входит необходимость обучить ребенка не просто шаговым движениям, но воспроизведению этих движений. А это лучше всего удается включением нужного движения в один из простых игровых комплексов, где это движение является необходимым для достижения какой¬либо цели, интересующей ребенка. Мать ребенка должна внимательно следить за работой методиста и затем в течение дня 2¬-4 и более раз повторять те упражнения, которые он делает с ребенком. На фоне развивающихся движений следует в этом же возрастном периоде уделять активное внимание и предречевому развитию, и становлению познавательной деятельности ребенка.
Хостинг от uCoz